СП: АвтоВАЗ «мышей ловить не хочет» из-за паузы импорта в 2025 году

Эксперты считают, что при отсутствии импорта иностранных автомобилей производитель АвтоВАЗ не получает выгоды, поэтому и не хочет слишком усердствовать.

За 2024 год на российском рынке было реализовано примерно 1,6 млн новых автомобилей. До ноября машины покупали активно на фоне ожидания новых ставок утилизационного сбора. Однако позже спрос резко снизился. 

С 1 января 2025 года пошлина на ввоз снова увеличилась на 20%, в то время как склады в России переполнены новыми китайскими авто, произведенными в прошлом или даже позапрошлом году. Ситуация остается неопределенной.  

На складах официальных дилеров насчитывается около 360 тысяч китайских автомобилей, плюс ещё несколько десятков тысяч машин скопилось на площадках сборочных производств, которые уже сталкиваются с серьёзными трудностями. Включая автомобили, ввезённые по параллельному импорту, всего насчитывается порядка полумиллиона единиц. С таким внушительным запасом российский рынок новых автомобилей вошел в 2025 год.  

Очевидно, что импорт будет приостановлен до реализации этих запасов. Кроме того, ввоз автомобилей стал гораздо дороже, как и их сборка в России, с учетом, что уровень локализации остается крайне низким.  

В ноябре и декабре продажи упали на 60-70%, и эта тенденция, вероятно, продолжится в 2025 году. Главный вопрос заключается в том, насколько сильно снизится спрос, хотя уже есть некоторые прогнозы, пишет «Свободная пресса».

По мнению партнёра аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, доля отечественных автомобилей в России в 2025 году может возрасти до 50% вследствие повышения утилизационного сбора. Китайские автомобили полностью с рынка не исчезнут, но их ассортимент заметно сократится.  

Возможность производить более полумиллиона машин в год в Тольятти отсутствует, а глава предприятия Максим Соколов уже сообщил о снижении объёмов производства. Таким образом, рынок новых автомобилей может сократиться до 800-900 тысяч автомобилей, а возможно и меньше, то есть вдвое.  

Снижение на 50% в свете текущих тенденций конца 2024 года кажется реалистичным прогнозом. Но ситуация может ухудшиться из-за роста утилизационного сбора и негативных ожиданий относительно доходов населения.  

Нельзя забывать и про усталость людей от недостатка выбора. По последним данным, китайские машины заняли уже 70% рынка, но различия между ними минимальны. Турбированный двигатель объёмом 1,5 литра, около 200 л.с., вариатор или робот, множество электроники, ограниченный ресурс — всё это выглядит одинаково. Разве что дизайн отличается и то не всегда, притом за немалые деньги.

В итоге упомянутые 800–900 тысяч новых автомобилей представляют собой скорее оптимистичный прогноз. Если вычесть из этой цифры объёмы производства «АвтоВАЗа», то получится как раз тот самый объем нереализованных остатков, которые сейчас скопились на складах — у официальных дилеров и не только. Круг замкнулся.  

Финансовая сторона дела также не вызывает особого оптимизма. В прошлом году большинство новых машин приобреталось в кредит, однако сейчас наблюдается резкое снижение активности на рынке автокредитования, отчасти из-за мер Центрального банка. К тому же процентные ставки, достигающие 50% годовых, не добавляют радости — упомянутая выше «автоипотека» вовсе не шутка. При этом собственных средств у населения становится всё меньше.  

Европейские, японские, корейские и американские автопроизводители в обозримом будущем вряд ли вернутся на российский рынок, по крайней мере, никаких предпосылок для этого нет. Поэтому неудовлетворённый спрос на качественные автомобили будет покрываться за счет импорта подержанных иномарок, в первую очередь праворульных. К тому же они значительно дешевле — за миллион рублей или даже меньше можно купить отличный автомобиль с большим запасом ресурса.