В 1990-е годы российский автомобильный рынок прошел через серьезную трансформацию. На смену отечественному автопрому пришли иномарки, причем действовали они как настоящие захватчики.
Автомобильный рынок России 90-х годов проанализировал эксперт Сергей Целиков. В результате ряда изменений импортные модели автомобилей вытеснили с лидирующих позиций отечественные «Жигули» и «Нивы».
Эксперт обратил внимание на то, как иностранные марки постепенно заняли место российских «Жигулей» и «Нив» на дорогах страны. Десятилетие, охватывающее период с начала 1991 года до конца 1999 года, стало временем кардинальных перемен в структуре российского автопарка. Целиков отметил, что интервал с 1991 по 1994 год был особенно затруднительным для проведения статистических исследований, что обусловлено распадом Советского Союза и последовавшим за этим разделением экономической и таможенной политики между новообразованными государствами. Ввиду сложившейся ситуации некоторая часть статистических сведений была получена на основе приблизительных оценок.
На конец 1990 года в России было зарегистрировано 8,9 миллионов легковых автомобилей, при этом около половины из них были выпущены Волжским автомобильным заводом. Доля автомобилей иностранного производства в тот период была незначительной, составляя всего 2%.
В 90-е годы ситуация радикально изменилась с появлением большого количества как новых, так и бывших в употреблении импортных машин. На начальном этапе их ввоз, осуществлявшийся как организациями, так и частными лицами, практически не подлежал контролю. Позднее начали появляться официальные дилерские центры некоторых иностранных марок. В результате к концу 1996 года доля импортных автомобилей в российском автопарке превысила 8%, а к 2000 году увеличилась почти до 15%.
Общее количество автомобилей в стране демонстрировало стремительный рост. В 1991 году было зарегистрировано 9,8 миллиона автомобилей, а к 1995 году это число возросло до 14,7 миллиона. В 1999 году показатель достиг 19,7 миллиона единиц.
К началу 2001 года российский автопарк насчитывал 20,35 миллиона легковых автомобилей. Уровень автомобилизации увеличился до 130 автомобилей на каждую тысячу человек. В Москве было зарегистрировано более 2 миллионов автомобилей, что соответствовало 224 автомобилям на 1000 жителей.
В начале нового столетия марка Lada по-прежнему занимала существенную долю отечественного автопарка, приближаясь к половине. Более 35% приходилось на модели «классического» семейства, 9,3% – на автомобили семейства «Самара», а 3,9% – на «Ниву».
К 2001 году иностранные автомобили прочно обосновались на рынке, заняв 14,8% автопарка, что в количественном выражении составило 3,02 миллиона автомобилей. Из них 876 тысяч (4,3% от общего числа) были с правым рулем. Это стало следствием высокого уровня автомобилизации Дальневосточного региона и Сибири за счет импорта подержанных автомобилей японского производства. Доля иностранных марок росла особенно быстро в столице, где почти каждый четвёртый автомобиль (23%, или 475,9 тысяч единиц) был иностранного производства.
