В Китае после февраля 2022 года заметно усилился интерес к российским товарам. В стране начали массово открываться магазины с кириллическими вывесками и матрешками, предлагавшие «российскую» колбасу и дурианы. Нечестные предприниматели начали использовать это в своих целях, что привело к проверкам.
В последние месяцы число магазинов, которые утверждают, что торгуют товарами из России, значительно увеличилось, но этот тренд постепенно снижается из-за сомнений в подлинности их продукции. Под видом российских в КНР продают колбасу, шоколад и даже дуриан, распространенный в Юго-Восточной Азии. В SCMP подчеркнули, что импорт российской колбасы в Китай запрещен. В таких торговых точках вывешены кириллические надписи, слышны песни «Катюша» и «Калинка», а интерьер украшен матрешками.
В последнее время сомнения в происхождении товаров стали возникать как у покупателей, так и у чиновников. На прошлой неделе власти начали расследование против магазина в туристическом районе провинции Фуцзянь. Этот магазин маркировал китайские товары как импортные. С подобной ситуацией столкнулись и в Пекине, где в конце декабря закрылся другой магазин, проработавший всего несколько месяцев.
Власти Шанхая проверили 47 магазинов с «российскими товарами», некоторые из них закрыли из-за отсутствия лицензий, а остальные обязали указывать китайское происхождение продукции.
Интерес к российским товарам возрос после начала СВО, а также на фоне укрепления торговых связей между Россией и Китаем и обострения отношений с Западом. Двусторонняя торговля достигла рекордного уровня: по данным Главного таможенного управления Китая, с января по октябрь 2024 года оборот между двумя странами составил 202,2 млрд долларов.