Специалист издания «За рулем» Сергей Канунников раскрыл детали обмана советского автопрома Британией.
В года перестройки, когда авторынок в России только начинал формироваться, выбор отечественных автомобилей был невелик, а иномарки оставались недоступными для большинства граждан, возникло немало амбициозных планов. Одной из организаций, стремившихся изменить сложившуюся ситуацию, стала «Ассоциация Автокам», учрежденная 27 июня 1990 года. В ее состав вошли заводы из ряда регионов страны, при этом единственным автопроизводителем в объединении являлся КАМАЗ.
В качестве партнера для разработки новой модели была выбрана малоизвестная компания FSV International из Британии, обладавшая правами на производство автомобилей Rickman Ranger – простых автомобилей с кузовом из стеклопластика, установленным на металлическом каркасе, и оснащенных агрегатами Ford Escort Mk2 с моторами объемом от 1,3 до 2 литров. Ranger представлял собой скромный внедорожник, имевший только задний привод. Выпускались различные модификации, в том числе Convertible с брезентовым верхом и грузопассажирская версия Space Ranger.
«Автокам» планировал наладить выпуск Ranger с двигателями Ford объемом 1,8 и 2 литра на двух производственных площадках – в Менделеевске и Шуе. Планировалось, что к 1993 году предприятие будет производить до 20 тысяч автомобилей в год, большая часть которых предназначалась для экспорта. Однако проект столкнулся с трудностями – британская компания прекратила поставки комплектующих, оставив российских партнеров без запчастей и финансовых средств.
Впоследствии в Британии прошел судебный процесс, в результате которого некоторые руководители компании были приговорены к тюремному заключению. Но ни оплаченные машинокомплекты, ни денежные средства за них российские партнеры так и не получили.
После реализации британцами мошеннической схемы компания «Теза» предприняла попытку создать внедорожную модификацию с использованием агрегатов от ВАЗ-21213. Но данная инициатива не увенчалась успехом.
Также поступила информация о том, как в российском правительстве отреагировали на передовую новинку отечественного автопрома. Реакция одного из ведущих представителей кабмина была запечатлена корреспондентами ведущих российских изданий.