В самом конце своего правления администрация президента США Джо Байдена добавила около ста российских компаний в санкционный список, воспользовавшись законодательной основой десятилетней давности. РБК раскрыл причины такого подхода Белого дома.
15 января Министерство финансов США вновь включило около 100 российских фирм в список SDN, которые были в нём на основании указа 14024, подписанного Джо Байденом в апреле 2021 года.
С февраля 2022 года, с началом спецоперации на Украине и до января 2025 года, администрация Байдена разрабатывала санкционную стратегию, опираясь на указ 14024. При помощи этого документа были введены санкции против российских субъектов и международных структур, в особенности китайских и турецких, предположительно помогающих обходить санкции США и ЕС. Тем не менее, 15 января стало известно, что почти 100 компаний были вновь внесены в санкционный список на основании указа 13662, изданного ещё в правление Барака Обамы в марте 2014 года после событий в Крыму.
Возник вопрос, зачем Байден в последние дни своего срока прибегнул к санкциям времён Обамы, используя указ 13662 «о блокировке собственности в связи с кризисом на Украине», подписанный 20 марта 2014 года. На брифинге 15 января представитель Госдепартамента Мэттью Миллер подтвердил, что возврат к указу 13662 был сделан на случай, если новая администрация США начнёт обсуждение отмены санкций.
«Мы сочли это правильным шагом для укрепления санкционного режима», — заявил Миллер.
Указ 14024 не имеет статуса федерального закона в США, поэтому новый президент может его отменить без согласия конгресса, пояснил Сергей Гландин из BGP Litigation. Указы 13660, 13661 и 13662 включены в закон CAATSA, что исключает их отмену единоличным решением президента США.
Сергей Афонцев из Института мировой экономики и международных отношений РАН считает, что администрация Байдена предприняла действия на случай, если избранный президент Дональд Трамп решит отменить указы о санкциях против России.