Япония остается в проекте «Арктик СПГ 2» и увеличит поставки российского сжиженного природного газа на 2 миллиона тонн в год к 2026 году, заявил генеральный консул РФ в Саппоро Сергей Марин.
В августе прошлого года правительство РФ решило создать нового оператора для проекта «Сахалин 2» — ООО «Сахалинская Энергия». Новый оператор заменил Sakhalin Energy Investment Company Ltd. «Газпрому» принадлежала доля в 50% плюс одна акция, а Shell имела долю в 27,5% минус одна акция. Японские Mitsui и Mitsubishi владели 12,5% и 10% соответственно. «Газпром» сохраняет свою долю, а японские компании продолжают участвовать в проекте. Контракты с новым оператором — компанией «Сахалинская Энергия» — заключили японские потребители энергии: компания JERA, Kyushu Electric Power Company, Tokyo Gas, Tohoku Electric.
«Сахалин 2» — нефтегазовый проект, который осваивает два месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа: Пильтун-Астохское (преимущественно нефтяное) и Лунское (преимущественно газовое). Инфраструктура включает три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и СПГ-завод емкостью 9,6 миллиона тонн в год. Проект обеспечивает Японию примерно 9% всего импортированного СПГ.
В проекте «Сахалин 1» японская компания Sodeco владеет долей в 30%, в которой правительство Японии владеет половиной через Министерство экономики. В проект также входят корпорации Itochu, Japan Petroleum Exploration (JAPEX), Marubeni и INPEX Corporation.
Российские поставки в Японию в 2021 году составили 3,6% импорта нефти. Япония, как и другие страны G7, придерживается потолка цен на российскую нефть, но «Сахалин 2» не подпадает под эти ограничения.
В начале октября 2022 года президент России Владимир Путин распорядился создать нового оператора для проекта «Сахалин 1», куда перешли права и обязанности Exxon Neftegaz Limited. Управляет новым оператором проекта «Сахалин 1» структура «Роснефти» «Сахалинморнефтегаз-Шельф». Прежний оператор — «дочка» ExxonMobil — владел долей в 30%. В марте 2022 года компания заявила об уходе из проекта, а в апреле объявила о форс-мажорном режиме, который привел к почти полной остановке работы.