С 1 марта 2026 года в России вступят в силу обновленные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в такси. Представители Государственной Думы в беседе с «РГ» раскрыли суть нововведения.
Чтобы быть допущенными к работе в службах такси, автомобили должны будут соответствовать одному из двух условий: достигать минимального значения баллов локализации, установленного правительством для государственных закупок (в настоящее время 3200 баллов),либо быть произведенными в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК),заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Вопрос о возможности использования транспортных средств, выпущенных по более поздним СПИК, будет решаться правительством Российской Федерации в индивидуальном порядке.
Начиная с 2033 года единственным условием для регистрации автомобиля в качестве такси станет соответствие минимальному количеству баллов локализации. С января 2027 года этот показатель увеличится до 3500 баллов, а с 2028 года – до 3700 баллов. Баллы начисляются за производство автомобилей на российской территории и использование комплектующих отечественного производства.
Новые правила не коснутся автомобилей, которые уже внесены в реестр такси до 1 марта 2026 года.
Глава соответствующего комитета Госдумы, Евгений Москвичев, отметил, что в настоящее время в сфере такси используется 1,046 миллиона транспортных средств, которые могут эксплуатироваться от 10 до 15 лет при условии их технической исправности. Замена автомобиля на локализованный не будет являться обязательной в срочном порядке. Лицензия на такси действует в течение пяти лет, поэтому транспортные средства, зарегистрированные в 2025 году, смогут работать до 2030 года.
Принятие закона связано с санкционным давлением и преобладанием иностранных автомобилей на российском рынке. Спикер Государственной Думы, Вячеслав Володин, подчеркнул, что развитие отечественного автомобилестроения является приоритетной задачей, которую необходимо решать самостоятельно.
В парламенте обратили внимание на то, что закон создаст дополнительные возможности для реализации продукции российских производителей, увеличит поступления налогов в государственный бюджет и усилит конкуренцию среди компаний.
Несмотря на позитивные оценки нового закона в парламенте, в экспертном сообществе нарастает тревога. Специалисты прогнозируют увеличение стоимости услуг такси, потерю рабочих ресурсов в сфере и ухудшение качества предоставляемых услуг.