«АвтоВАЗ» прекратил выпуск «Жигулей» с АКПП из-за исчерпания запасов японских трансмиссий Jatco, новых поставок не ожидается. Завод планирует использовать китайские вариаторы и роботизированные МКПП.
Завершение поставок японских автоматических трансмиссий Jatco на АвтоВАЗ поставило отечественного производителя в непростую ситуацию. Отсутствие импортных комплектующих, связанное с известными геополитическими факторами, заставило компанию искать альтернативные решения.
Теперь на конвейер «Жигулей» постепенно будут устанавливаться китайские вариаторы и, вероятно, роботизированные механические коробки передач (МКПП) также китайского производства. Это решение, хоть и вынужденное, подчеркивает глубокую зависимость российского автопрома от зарубежных поставщиков комплектующих и, к сожалению, отсутствие собственных мощностей для производства современных автоматических трансмиссий в требуемых объемах.
Ситуация особенно прискорбна на фоне того, что многие новаторские разработки в области автоматических трансмиссий были первоначально реализованы именно советскими и российскими инженерами. Вспомним, например, пионерские работы по созданию автоматических коробок передач для грузовых автомобилей ещё в советское время.
Достижения не были должным образом поддержаны и развиты, что привело к текущей ситуации, когда АвтоВАЗ вынужден полагаться на импорт, а теперь – на импорт из Китая. Отсутствие системной государственной поддержки в области разработок и производства высокотехнологичных компонентов повлияло на отставание российского автопрома от мировых лидеров, пишет «Свободная пресса».
Гидромеханические АКПП передают момент от ДВС через гидротрансформатор, обеспечивая постоянную связь мотора с колёсами. Вариаторы состоят из двух шкивов с ремнём и требуют высокого качества масла. «Робот» — это механика с сервоприводами сцеплений, например, DSG. Гидромеханические АКПП, особенно от Aisin, надёжны. Вариаторы Jatco признаны лидерами, напомнили эксперты.
VAG использует АКПП Aisin. В США известна АКПП 4L60 от GM. Китайские трансмиссии выбирают из-за низкой себестоимости, но их ресурс ниже.
Ранее таксопарки отмечали поломки китайских вариаторов. В СССР АКПП ставили на «Волгу», но сняли с производства по приказу Хрущёва. Аналоги продолжали использовать на «Чайках» и ЗиЛах.