Самая постыдная профессия в СССР, о которой сейчас мечтает каждая вторая

В последние годы тенденции среди российской молодежи меняются, и все чаще молодые люди стремятся к карьере моделей, рассматривая это не только как способ самовыражения, но и как потенциальный источник высокого дохода. Популярность этой профессии растет благодаря развитию социальных сетей и возможности заработка с помощью рекламных контрактов и сотрудничества с известными брендами.

В СССР тоже были модели. Но простой советской девушке трудно было попасть на обложку журнала, поэтому молодые люди подрабатывали моделями, позируя художникам для создания произведений искусства. Такие модели известны были как натурщики. В СССР они получали скромную зарплату и не пользовались популярностью, пишет «Русская семерка».

Профессия натурщика была непростой задачей. Девушкам приходилось часами стоять в одной позе, что требовало значительных физических и эмоциональных усилий. Но благодаря таким моделям создавались многие знаменитые произведения живописи и скульптуры. Художники часто работали с разными типажами, включая тех, чья внешность далека от идеала.

В Советском Союзе эта профессия официально именовалась «демонстратором пластических поз». За свою работу модели получали скромную оплату — около 80–120 рублей в месяц, согласно данным статистического сборника «Социальное развитие СССР». Натурщиц часто недолюбливали, считая их бездельницами, которые предпочитают легкую подработку вместо серьезного труда. Чаще всего к такой работе привлекали студенток. Те же, кто действительно увлекался искусством и хотел развиваться в этой сфере, продолжали трудиться даже за символические деньги.

Плата за позирование в обнаженном виде была чуть выше, однако подобрать подходящую модель на такие условия было крайне сложно. В некоторых случаях преподаватели и студенты самостоятельно доплачивали моделям, чтобы завершить работу над картиной. Наиболее успешные натурщицы сотрудничали с известными мастерами, имевшими собственные студии, и могли получать достойный доход.

Главным условием работы натурщицей было умение оставаться спокойной и естественной. Но и пуританский подход был несовместим с этой профессией. Отношения между художником и моделью строились исключительно на профессиональной основе. Разговоры во время сессий были запрещены, за исключением ситуаций, когда это требовалось для выполнения задания. Лишь в частных студиях, где царила более непринужденная обстановка, беседа могла стать частью рабочего процесса.

Бывшие студенты Московского художественного института им. В. И. Сурикова отмечали, что изображать натурщицу становится сложнее, если испытываешь к ней негативные эмоции. Лучше всего удавалось работать с теми моделями, которые не вызывали сильных чувств. 

Слухи о том, что в художественных мастерских могут возникнуть романтические отношения, оказались сильно преувеличенными. На практике такой случалось крайне редко.