Минпромторг представил обновленные правила начисления утилизационного сбора на легковые автомобили, предусматривающие зависимость базовой ставки от объема и мощности двигателя. По новым правилам физические лица потеряют доступ к льготному тарифу на авто мощностью свыше 160 л.с.
Согласно новому порядку, размер утилизационного сбора формируется исходя из типа и объема двигателя, а коэффициент рассчитывается по прогрессивной шкале, зависящей от мощности мотора. Ранее льготный тариф на машины мощностью свыше 160 л.с. был доступен физическим лицам, что создало ряд лазеек для обхода коммерческого утилизационного сбора, утверждают в Минпромторге. Теперь подобные преференции отменяются: условия для юридических и физических лиц становятся одинаковыми.
Например, для электромобиля Zeekr 009 (224 л.с.) утильсбор увеличится на 872,6 тыс. рублей (с 667,4 тыс. рублей до 1 млн 540 тыс. рублей),для автомобиля Volvo XC90 (бензиновый двигатель, 249 л.с.) — на 174,6 тыс. (с 667,4 тыс. рублей до 842 тыс. рублей),а Cadillac Escalade (бензиновый двигатель, 420 л.с.) потребует дополнительного платежа за утильсбор в размере 132 тыс. рублей (с 2 млн 742 тыс. рублей до 2 млн 874 тыс. рублей),передает аналитическое агентство «Автостат«. По словам экспертов агентства, сильнее всего пострадают лидеры параллельных поставок: Geely Monjaro, Zeekr, Li Auto, BMW, Toyota, Mercedes-Benz.
Новая политика приведет к сокращению объемов импорта мощных автомобилей. Согласно экспертным оценкам, падение спроса на иномарки мощностью свыше 160 л.с. составит минимум 15%, а в долгосрочной перспективе ожидается снижение общего уровня продаж на 15–20%.
Уже сегодня наблюдается повышенная активность частных покупателей, которые стремятся приобрести автомобили до введения новых тарифов. Поставщики стараются нарастить поставки, пока действуют старые условия. Эксперты отмечают, что цены на отдельные категории автомобилей вырастут существенно.
Кроме того, дополнительные расходы повлияют на уровень доходов автопроизводителей. В выигрыше останутся компании, которые локализовали свое производство — Geely, Sollers, Evolute и другие.
По мнению экспертов, новые правила начисления утилизационного сбора создают серьезные вызовы для автомобильного рынка России. Они вынуждают автопроизводителей и импортеров адаптироваться к новым условиям и пересмотреть стратегию развития бизнеса. Одновременно с этим повышается прозрачность рынка, создаются равные условия для игроков, работающих официально, и усиливается поддержка отечественного автопрома.
